Опель Вектра А
1. Инструкция по эксплуатации
1.1 Техническое обслуживание
- 2. Двигатель
    2.2. Общая информация
    2.3. Система вентиляции картера
    2.4. Проверка компрессии
    2.5. Ремонтные операции на двигателе, установленном в автомобиле
    2.6. Ремонтные операции, требующие снятия двигателя
    2.7. Рекомендации по снятию двигателя
    2.8. Снятие и установка двигателя без коробки передач
    2.9. Снятие и установка двигателя вместе с коробкой передач
    2.10. Замена опор двигателя и коробки передач
    2.11. Ремонт двигателя
    2.12. Зубчатый ремень и шкивы (без автоматического механизма натяжения)
    2.13. Зубчатый ремень и механизм натяжения (модели 1,4 и 1,6 л кроме С16 NZ2)
    2.14. Отверстие в заднем кожухе зубчатого ремня на моделях 1,4 и 1,6 л
    2.15. Зубчатый ремень и механизм натяжения (модели С16 NZ2 1,8 и 2,0 л)
    2.16. Переднее уплотнительное кольцо распределительного вала
    2.17. Заднее уплотнительное кольцо распределительного вала
    2.18. Распределительный вал и корпус распределительного вала
    2.19. Снятие и установка головки блока цилиндров на двигателе в автомобиле
    2.20. Снятие и установка головки блока цилиндров на снятом двигателе
    2.21. Ремонт головки блока цилиндров
    2.22. Очистка и осмотр головки блока цилиндров
    2.23. Гидравлические толкатели клапанов
    2.24. Маховик
    2.25. Замена переднего уплотнительного кольца коленчатого вала
    2.26. Замена заднего уплотнительного кольца коленчатого вала
    2.27. Масляный поддон
    2.28. Масляный насос
    2.29. Ремонт масляного насоса
    2.30. Снятие и установка поршней и шатунов
    2.31. Проверка поршней и шатунов
    2.32. Снятие и установка коленчатого вала
    2.33. Проверка коленчатого вала
    2.34. Осмотр и проверка зазора в коренных и шатунных подшипниках
    2.35. Проверка рабочего зазора подшипника
    2.36. Проверка блока цилиндров двигателя
    2.37. Запуск двигателя после капитального ремонта
3. Ремонт двигателей DOHC
4. Ремонт дизельного двигателя
5. Система охлаждения
6. Топливная система
7. Топливная и выхлопная система моделей с системой впрыска топлива
8. Выхлопная система и система понижения токсичности выхлопных газов
9. Топливные системы дизельного двигателя
10. Электросистемы двигателя
11. Трансмиссия
12. Механическая коробка передач
13. Автоматическая коробка передач
14. Приводные валы
15. Тормозная система
16. Подвеска
17. Кузов
18. Электрооборудование
19. Проверка неисправностей


ДВИГАТЕЛЬ

2. Ремонт двигателей SOHC

2.1. Техническая характеристика

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Двигатель SOHC – это двигатель с одним распределительным валом, установленным в головке блока цилиндров.

Общая информация

Тип
Все модели Двигатель с четырьмя цилиндрами расположенными в ряд, с водяным охлаждением, установленный поперечно в передней части автомобиля. Привод клапанов осуществляется одним распределительным валом через гидравлические толкатели, приводимым в действие зубчатым ремнем
Коды двигателей:
– 14 NV
1,4 л (1389 см3)
– 16 SV
1,6 л (1598 см3)
– X16 SZ
1,6 л (1598 см3) "Ecotec"
– C16 NZ
1,6 л (1598 см3) катализатор
– C16 NZ2
1,6 л (1598 см3) катализатор
– 18 SV
1,8 л (1796 см3)
– C18 NZ
1,8 л (1796 см3) катализатор
– 20 NE
2.0 л (1998 см3)
– 20 SEH
2.0 л (1998 см3) ранние SRi
– C20 NE
2.0 л (1998 см3) катализатор
Поршни:
Диаметр (мм)
Ход (мм)
– 14 NV
77,6
73,4
– 16 SV, C16 SV, C16 NZ и X16 SZ
79,0
81,5
– C16 NZ2
80,0
79,5
– 18 SV и C18 NZ
84,8
79,5
– 20 NE, 20 SEH и C20 NE
86,0
86,0
Степень сжатия:
– 14 NV
9,4 : 1
– 16 SV, X16 SZ, 18 SV и 20 SEH
10,0 : 1
– C16 NZ, C16 NZ2, C18 NZ, 20 NE и C20 NE
9,2 : 1
Максимальная мощность:
– 14 NV
55 кВт (75 л.с.) при 5600 об/мин
– 16 SV
60 кВт (82 л.с.) при 5400 об/мин
– X16 SZ
52 кВт (71 л.с.) при 5000 об/мин
– C16 NZ и C16 NZ2
55 кВт (75 л.с.) при 5200 об/мин
– 18 SV и C18 NZ
66 кВт (90 л.с.) при 5400 об/мин
– 20 NE и C20 NE
85 кВт (116 л.с.) при 5200 об/мин
– 20 SEH
95 кВт (129 л.с.) при 5600 об/мин
Максимальный крутящий момент:
– 14 NV
108 Нм при 3000 об/мин
– X16 SZ
128 Нм при 2800 об/мин
– 16 SV
130 Нм при 2600 об/мин
– C16 NZ и C16 NZ2
125 Нм при 2800 об/мин
– 18 SV
148 Нм при 2800 об/мин
– C18 NZ
145 Нм при 3000 об/мин
– 20 NE
175 Нм при 2600 об/мин
– 20 SEH
180 Нм при 4600 об/мин
– C20 NE
170 Нм при 2600 об/мин
Порядок работы цилиндров:
все модели 1 – 3 – 4 – 2 (цилиндр №1 расположен со стороны зубчатого ремня)

Блок цилиндров
Материал
Чугун
   • максимально допустимая овальность цилиндров
0,013 мм
   • максимально допустимая конусность цилиндров
0,013 мм
   • максимально допустимая расточка цилиндров
0,5 мм

Коленчатый вал и подшипники
Количество коренных подшипников
5
Диаметр коренных шеек, мм:
– 14 NV, 16 SV, C16 NZ и X16 SZ
   • номинальный
54,980 – 54,997
   • увеличенный 0,25 мм
54,730 – 54,747
   • увеличенный 0,50 мм
54,482 – 54,495
C16 NZ2, 18 SV, C18 NZ, 20 NE, C20 NE и 20 CEH
   • номинальный
57,947 – 57,995
   • увеличенный 0,25 мм
57,732 – 57,745
   • увеличенный 0,50 мм
57,482 – 57,495
Цветная метка вкладышей коренных подшипников:
В крышке
В блоке цилиндров
– 14 NV, 16 SV, C16 NZ и X16 SZ
   • номинальный
Коричневый
Зеленый
   • уУвеличенный 0,25 мм
Коричневый/голубой
Зеленый/голубой
   • увеличенный 0,50 мм
Коричневый/белый
Зеленый/белый
– C16 NZ2, 18 SV, C18 NZ, 20 NE, C20 NE и 20 CEH
   • номинальный
Коричневый/зеленый/белый
   • увеличенный 0,25 мм
Коричневый/голубой и Зеленый/голубой
   • увеличенный 0,50 мм
Коричневый/белый и Зеленый/белый
Ширина центральной (упорной) коренной шейки, мм:
– 14 NV, 16 SV, C16 NZ и X16 SZ
   • номинальный
26,000 – 26,052
   • увеличенный 0,25 мм
26,200 – 26,252
   • увеличенный 0,50 мм
26,400 – 26,452
– C16 NZ2, 18 SV, C18 NZ, 20 NE, C20 NE и 20 CEH
   • номинальный
25,950 – 26,002
   • увеличенный 0,25 мм
26,150 – 26,202
   • увеличенный 0,50 мм
26,350 – 26,402
Диаметр шатунной шейки, мм:
– 14 NV, 16 SV, C16 NZ и X16 SZ
   • номинальный
42,971 – 42,987
   • увеличенный 0,25 мм
42,721 – 42,737
   • увеличенный 0,50 мм
42,741 – 42,487
– C16 NZ2, 18 SV, C18 NZ, 20 NE, C20 NE и 20 CEH
   • номинальный
48,970 – 48,988
   • увеличенный 0,25 мм
48,720 – 48,738
   • увеличенный 0,50 мм
48,470 – 48,488
Цветная метка вкладышей шатунных подшипников (все модели):
– номинальный
Нет
– увеличенный 0,25 мм
Голубой
– увеличенный 0,50 мм
Белый
Овальность коренных и шатунных шеек (все модели)
Максимум 0,04 мм
Зазор в коренных подшипниках, мм:
– 14 NV, 16 SV, C16 NZ и X16 SZ
0,017 – 0,047
– C16 NZ2, 18 SV, C18 NZ, 20 NE, C20 NE и 20 CEH
0,015 – 0,040
Зазор в шатунных подшипниках, мм:
– 14 NV, 16 SV, C16 NZ и X16 SZ
0,019 – 0,071
– C16 NZ2, 18 SV, C18 NZ, 20 NE, C20 NE и 20 CEH
0,006 – 0,031
Осевой люфт коленчатого вала, мм:
– 14 NV, 16 SV, C16 NZ и X16 SZ
0,1 – 0,2
– C16 NZ2, 18 SV, C18 NZ, 20 NE, C20 NE и 20 CEH
0,050 – 0,152
Боковой люфт шатуна (все модели), мм
0,07 – 0,24

Диаметры поршней и цилиндров, мм
Диаметр цилиндра
Диаметр поршня
Метка ID
14 NV:
– номинальный размер 1
77,56
77,54
6
 
77,57
77,55
7
 
77,58
77,56
8
 
77,60
77,58
00
– номинальный размер 2
77,59
77,57
99
 
77,62
77,60
02
– ремонтный размер 0,5 мм
78,02
78,05
7 0,5
16 SV, C16 NZ и X16 SZ:
– номинальный размер 1
78,95
78,93
5
 

78,96

78,94
6
 

78,97

87,95
7
 
87,98
78,96
8
– номинальный размер 2

78,99

78,97
99
 

79,00

78,98
00
 
79,01
78,99
01
 
79,02
79,00
02
– номинальный размер 3
79,03
79,01
03
 

79,04

79,02
04
 
79,05
79,03
05
 

79,06

79,04
06
– номинальный размер 4
79,07
79,05
07
 

79,08

79,06
08
 

79,09

79,07
09
 
79,10
79,08
1
 
79,48
79,45
7 0,5
C16 NZ2:

– номинальный размер

79,98
98
 
79,90
99
 
80,00
00
 

80,01

01
 
80,02
02
18 SV и C18 NZ:
– номинальный размер 1
84,78
84,76
8
– номинальный размер 2
84,79
84,77
99
 

84,80

84,78
00
 
84,81
84,79
01
 
84,82
84,80
02
– ремонтный размер 0,5 мм
85,27
85,25
7 0,5
20 NE, C20 NE и 20 SEN:
– номинальный размер 1
85,98
85,96
8

– номинальный размер 2

85,99
85,97
99
 
86,00
85,98
00
 
86,01
85,99
01
 
86,02
86,00
02
– ремонтный размер 0,5 мм
86,47
86,45
7 0,5
Зазор поршня в цилиндре (все модели)
0,02 – 0,04 мм

Поршневые кольца

Количество на одном поршне (все модели)
2 компрессионных и 1 маслосъемное
Зазор в замке поршневого кольца, мм:
– компрессионные
0,3 – 0,5
– маслосъемное (верхнее и нижнее кольцо)
0,4 – 1,4
– смещение замков колец по отношению к замку маслосъемного кольца
180°

Головка блока цилиндров

Материал (все модели)
Легкий сплав
Максимально допустимая неплоскосность нижней поверхности головки блока цилиндров (все модели)
0,025 мм
Высота головки блока цилиндров (все модели)
96,00 ± 0,25 мм
Ширина седла клапана, мм:
– 14 NV, 16 SV, C16 NZ, X16 SZ и C16 NZ2:
   • впускной
1,3 – 1,5
   • выпускной
1,6 – 1,8
– 18 SV, C18 NZ, 20 NE, C20 NE и 20 CEH:
   • впускной
1,0 – 1,5
   • выпускной
1,7 – 2,2

Распределительный вал


Диаметр шеек подшипников распредвала
Нормальный, мм
Ремонтный 0,1 мм

Диаметр подшипника распредвала:

– 14 NV, 16 SV, C16 NZ и X16 SZ
   • №1
39,500 – 39,525
   • №2
39,750 – 39,775
   • №3
40,000 – 40,025
   • №4
40,250 – 40,275
   • №5
40,500 – 40,525
– C16 NZ2, 18 SV, C18 NZ, 20 NE, C20 NE и 20 CEH:
   • №1
42,500 – 42,525
42,400 – 42,425
   • №2
42,750 – 42,775
42,650 – 42,675
   • №3
43,000 – 43,025
42,900 – 42,925
   • №4
43,250 – 43,275
43,150 – 43,175
   • №5
43,500 – 43,525
43,400 – 43,425
Подъем кулачка, мм:
– 14 NV (впускной и выпускной)
6,12
– 16 SV и C16 NZ:
   • впускной
5,61
   • выпускной
6,12
– C16 NZ2, 18 SV и C18 NZ:
   • впускной
6,01
   • выпускной
6,39
– C20 NE и 20 NE (впускной и выпускной)
6,67
– 20 SEN (впускной и выпускной)
6,70
Максимально допустимое искривление оси распределительного вала (все модели)
0,04 мм
Осевой люфт (все модели)
0,09 – 0,21 мм

Зубчатый ремень (двигатели без автоматического механизма натяжения)

Измерение натяжения ремня с помощью специального инструмента Opel КМ-51 0-А:
– 14 NV, 16 SV и C16 NZ:
   • новый ремень, холодный
5,5
   • новый ремень, теплый
8,0
   • ремень, бывший в употреблении, холодный
4,0
   • ремень, бывший в употреблении, теплый
7,0
– 18 SV, C18 NZ, 20 NE, C20 NE и 20 SEH:
   • новый ремень, холодный
4,5
   • новый ремень, теплый
7,5
   • ремень, бывший в употреблении, холодный
2,5
   • ремень, бывший в употреблении, теплый
7,0

Клапаны и направляющие клапанов

Впускные
Выпускные
Полная длина нового клапана, мм:
– 14 NV
105,0
105,0
– 16 SV, X16 SZ и C16 NZ
101,5
101,5
– C16 NZ2
104,2
104,2
– 18 SV, C18 NZ, 20 NE, C20 NE и 20 SEH
104,2
104,0
Полная минимальная длина клапана, мм:
– 14 NV
104,6
104,6
– 16 SV, X16 SZ и C16 NZ
101,1
101,1
– C16 NZ2
103,8
103,8
– 18 SV, C18 NZ, 20 NE, C20 NE и 20 SEH
103,8
103,6
Диаметр тарелки клапана, мм:
– 14 NV
33,0
29,0
– 16 SV, X16 SZ, C16 NZ и C16 NZ2
38,0
31,0
– 18 SV, C18 NZ, 20 NE, C20 NE и 20 SEH
41,8
36,5
Диаметр стержня клапана (все двигатели), мм:
– номинальный
6,988 – 7,012
6,978 – 6,992
– ремонтный размер 0,075 мм
7,073 –- 7,087
7,053 – 7,067
– ремонтный размер 0,150 мм
7,148 – 7,162
7,128 – 7,142
– ремонтный размер 0,250 мм
7,248 – 7,262
7,228 – 7,242
Внутренний диаметр направляющей втулки клапана (все двигатели), мм:
– номинальный
7,030 – 7,050
– ремонтный размер 0,075 мм
7,105 – 7,125
– ремонтный размер 0,150 мм
7,180 – 7,200
– ремонтный размер 0,250 мм
7,280 – 7,300
Зазор клапана в направляющей тулке (все двигатели), мм:
– впускной
0,018 – 0,052
– выпускной
0,038 – 0,072
Угол рабочей фаски седла клапана:
все двигатели
44°
Зазора клапанов:
все двигатели
Автоматическая регулировка гидравлическими толкателями клапанов

Маховик

Максимально допустимое боковое биение зубчатого венца маховика (все двигатели)
0,5 мм
Максимальная величина перешлифовки поверхности сопрягаемой с диском сцепления
0,3 мм


Система смазки

Зазоры в масляном насосе:
– между внутренним и внешним роторами (все двигатели)
0 – 0,2 мм
– осевой люфт между корпусом и ротором:
   • 14 NV, 16 SV, C16 NZ и X16 SZ
0,08 – 0,15 мм
   • C16 NZ2, 18 SV, C18 NZ, C20 NE и 20 SEH
0,03 – 0,10 мм
Давление масла на оборотах холостого хода на теплом двигателе (все двигатели)
1,5 бар

Моменты затягивания

Заборник подогретого воздуха к выпускному коллектору
8 Нм
Крепление генератора и впускного коллектора к кронштейну:
– 1,4 и 1,6 л кроме C16 NZ2
20 нм
– C16 NZ2 1,8 и 2,0 л
18 Нм
Болты крепления генератора к кронштейну (М8)
30 Нм
Болты крепления генератора к кронштейну (М10)
40 Нм
Болты крепления генератора к скобе
25 Нм
Крепление крышки шатунного подшипника:
– 1,4 и 1,6 л кроме C16 NZ2:
   • стадия 1
25 Нм
   • стадия 2
Довернуть на угол 30°
– C16 NZ2 1,8 и 2,0 л:
   • стадия 1
35 Нм
   • стадия 2
Довернуть на угол 45°
   • стадия 3
Довернуть на угол 15°
Крышка головки блока цилиндров
8 Нм
Шкив распределительного вала
45 Нм
Упорная пластина фиксации распределительного вала
8 Нм
Патрубок к кожуху термостата:
– C16 NZ2 1,8 и 2,0 л
8 Нм
Водяной насос к блоку цилиндров:
– 1,4 и 1,6 л кроме C16 NZ2 (М6)
8 Нм
– C16 NZ2 1,8 и 2,0 л (М8)
25 Нм
Датчик положения коленчатого вала:
– C16 NZ2 1,8 и 2,0 л
13 Нм
Болты крепления головки блока цилиндров*:
– 1,4 и 1,6 л кроме C16 NZ2:
   • стадия 1
25 Нм
   • стадия 2
Довернуть на угол 60°
   • стадия 3
Довернуть на угол 60°
   • стадия 4
Довернуть на угол 60°
– C16 NZ2 1,8 и 2,0 л:
   • стадия 1
25 Нм
   • стадия 2
Довернуть на угол 90°
   • стадия 3
Довернуть на угол 90°
   • стадия 4
Довернуть на угол 90°
Шкивы вспомогательного приводного и зубчатого ремня к коленчатому валу:
– 1,4 и 1,6 л кроме C16 NZ2:
   • стадия 1
55 Нм
   • стадия 2
Довернуть на угол 45°
   • стадия 3
Довернуть на угол 15°
Шкивы вспомогательного приводного и зубчатого ремня к коленчатому валу
20 Нм
Шкив вспомогательного приводного к шкиву зубчатого ремня
20 Нм
Механизм натяжения приводного ремня к кронштейну:
– 1,4 и 1,6 л кроме C16 NZ2
20 Нм
– C16 NZ2 1,8 и 2,0 л
18 Нм
Кронштейн опоры силового агрегата к блоку цилиндров
60 Нм
Кронштейн к кронштейну опоры силового агрегата
60 Нм
Кронштейн опоры силового агрегата к нижней раме
40 Нм
Кронштейн насоса усилителя рулевого управления к кронштейну двигателя
60 Нм
Кронштейн опоры силового к боковой раме
65 Нм
Выпускной коллектор к головке блока цилиндров
22 Нм
Приемная выхлопная труба к выпускному коллектору
25 Нм
Пластина привода к коленчатому валу
60 Нм
Маховик к коленчатому валу*:
– 1,4 и 1,6 л кроме C16 NZ2:
   • стадия 1
35 Нм
   • стадия 2
Довернуть на угол 30°
   • стадия 3
Довернуть на угол 15°
– C16 NZ2 1,8 и 2,0 л:
   • стадия 1
65 Нм
   • стадия 2
Довернуть на угол 30°
   • стадия 3
Довернуть на угол 15°
Передний кожух зубчатого ремня к заднему кожуху
4 Нм
Подкачивающий топливный насос к крышке головки блока цилиндров
18 Нм
Направляющая втулка и выжимной подшипник к коробке передач
22 Нм
Втулки термозащитного экрана к головке блока цилиндров
30 Нм
Впускной коллектор к головке блока цилиндров
22 Нм
Датчик детонации к блоку цилиндров (X16 SZ)
13 Нм
Болты крепления крышек коренного подшипника*:
– стадия 1
50 Нм
– стадия 2
Довернуть на угол 45°
– стадия 3
Довернуть на угол 15°
Масляный фильтр к масляному насосу/блоку цилиндров
6 Нм
Кронштейн маслоприемной трубы к блоку цилиндров
6 Нм
Маслоприемная труба к масляному насосу
8 Нм
Маслопроводы к радиатору
22 Нм
Датчик давления масла к масляному насосу:
– 1,4 и 1,6 л кроме C16 NZ2
30 Нм
– C16 NZ2 1,8 и 2,0 л
40 Нм
Перепускной клапан к масляному насосу
30 Нм
Задняя крышка к масляному насосу
6 Нм
Масляный насос к блоку цилиндров
6 Нм
Датчик кислорода к выпускному коллектору
30 Нм
Кронштейн насоса усилителя рулевого управления:
– C16 NZ2 1,8 и 2,0 л.
18 Нм
Правый кронштейн крепления силового агрегата к нижней раме.
65 Нм
Кронштейн к генератору
25 Нм
Свечи зажигания
25 Нм
Стартер к блоку цилиндров (М10)
45 Нм
Стартер к блоку цилиндров (М12)
60 Нм
Масляный поддон:
– 1,4 и 1,6 л кроме C16 NZ2
8 Нм
– C16 NZ2 1,8 и 2,0 л
15 Нм
Маслосливная пробка
55 Нм
Кронштейн к блоку цилиндров
35 Нм
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости к головке блока цилиндров
20 Нм
Кожух термостата:
– 1,4 и 1,6 л кроме C16 NZ2
10 Нм
– C16 NZ2 1,8 и 2,0 л
15 Нм
Механизм натяжения зубчатого ремня к масляному насосу:
1,4 и 1,6 л кроме C16 NZ2
55 Нм
Кожух зубчатого ремня к масляному насосу/крышке головки блока цилиндров:
– 1,4 и 1,6 л кроме C16 NZ2
12 Нм
– C16 NZ2 1,8 и 2,0 л
6 Нм
Шкив зубчатого ремня к коленчатому валу:
– C16 NZ2 1,8 и 2,0 л
6 Нм
   • стадия 1
130 Нм
   • стадия 2
Довернуть на угол 40 – 50°
Болты крепления коробки передач к двигателю (М10)
45 Нм
Болты крепления коробки передач к двигателю (М12)
60 Нм

* Необходимо использовать только новые болты. Моменты затягивания болтов крепления головки блока цилиндров указаны только для болтов наиболее поздней модификации. При использовании болтов ранней модификации, момент затягивания болтов необходимо уточнить у дилера Opel.